Tilda Publishing
И
С
К
У
С
С
Т
В
О
В
О
П
Р
Е
К
И
ИСКУССТВО ВОПРЕКИ
"Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего её, — неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете"
000000000000000000000000000000000000000000000 Ф. М. Достоевский

Медиапроект "Искусство вопреки"- это попытка нашей команды преподнести историю блокады с не самой обсуждаемой стороны. Мы посчитали необходимым рассказать чуть подробнее о той роли, которую играло искусство в жизни осажденного Ленинграда. Сложно переоценить значимость культуры для жителей города-фронта. "Искусство вопреки" покажет, какое влияние на судьбы защитников города оказали поэты, актеры, музыканты.
Медиапроект "Искусство вопреки"- это попытка нашей команды преподнести историю блокады с не самой обсуждаемой стороны. Мы посчитали необходимым рассказать чуть подробнее о той роли, которую играло искусство в жизни осажденного Ленинграда. Сложно переоценить значимость культуры для жителей города-фронта. "Искусство вопреки" покажет, какое влияние на судьбы защитников города оказали поэты, актеры, музыканты.

"Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна."



НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ВОПРОС

Ю.П. Воронов
"Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна."
Ю.П. Воронов


Эти строчки из стихотворения Ю.П.Воронова «Опять война, опять блокада» невероятно точно иллюстрируют одну из ключевых проблем современности – сохранение памяти о событиях, происходивших в Ленинграде в 1941-1944 годах. Данная тема в современном обществе обсуждается достаточно широко, и, кажется, нет особенных причин поднимать её в данной статье. Или всё же есть?

В настоящее время при попытке переосмысления трагизма блокады наблюдается весьма серьёзный сдвиг акцентов, который не только провоцирует конфликты при изучении предмета, но способствует созданию неверного представления о событиях того времени. Концепция «умиравшего Ленинграда» опирается на те стороны блокадной жизни, о которых ранее не говорилось, - воровство, мародёрство, каннибализм, чёрные рынки. Она позаимствована из мемуаров очевидцев, например, Д.С.Лихачёва и О.Ф.Берггольц, и, безусловно, важна для наиболее полного восприятия картины.
Однако, зачастую журналисты и режиссёры, руководствуясь исключительно желанием шокировать публику, произвести неожиданный эффект, отдают предпочтение фактам проявления жестокости и бесчеловечности и допускают грубейшие исторические ошибки. В качестве примера можно привести сериал «Ленинград» 2007 года, в одном из эпизодов которого командир роты перед атакой ест кашу. При этом фронтовики могут подтвердить, что перед атакой пищу практически не употребляли: шансов выжить с пустым желудком было больше. Подобных примеров можно привести достаточно много. Решить вопрос одностороннего, упрощённого отношения к одному из наиболее мучительных периодов истории нашей страны можно, пожалуй, лишь одним способом – углубляя это отношение.
Но о чём бы ни шла речь: о беспримерном мужестве, взаимопомощи, самоотверженности или об эгоизме, звериной борьбе за выживание, – нередко остаётся без должного внимания одна из наиболее значимых, на наш взгляд, составляющих жизни ленинградцев, а именно, искусство. Об искусстве в блокадном городе нередко забывают упомянуть или говорят недостаточно много, что на наш взгляд, следствие сформировавшегося однобокого отношения к истории осаждённого Ленинграда. Именно эта проблема является ключевой для данной статьи.

Тему искусства в блокадном Ленинграде необходимо освещать, основываясь на воспоминаниях очевидцах, исходя из документальных свидетельств.

Искусство давало надежду на мирное будущее жителям блокадного Ленинграда, а, следовательно, давало силы сражаться за него. Актёры, музыканты, поэты и художники участвовали в войне на своём собственном фронте, ощущая ответственность за судьбы ленинградцев, даруя им надежду и возможность продолжать неукротимую борьбу. Кроме того, искусство было своеобразной манифестацией, гордым заявлением о том, что город, вопреки ожиданию врага, ещё жив и не обескровлен.

Блокада – это тяжелейшие испытания, голод и холод, бомбёжки и артобстрелы; блокада – это сама смерть. Однако многие жители Ленинграда находили в себе силы отчаянно, с мучительным упорством сопротивляясь обстоятельствам, оставаться людьми.

Из дневника А.А.Грязнова, 1898г.р., артиста театра: «…мы с Досиком просидели до 5 часов утра, и в виде сюрприза для Лелюши и Ируси и


Мемуарные записки очевидцев говорят о том, что были те, кто стремился нарядить на Новый год ёлку, пусть даже нарисованную на голой стене. Люди по мере сил и возможностей искали прекрасное вокруг себя и находили, например, засохшие ириски из прошлой счастливой жизни…
на радость себе при коптилках изготовили из бумаги, палочек и прочего хорошенькую ёлочку. Украсили ее игрушками, свечами, которые изготовлял Досик, они были неровные, грязные, но все же свечи.»
(1942 год, 5 января).
Сохранились свидетельства о том, что зал ленинградской Музкомедии был заполнен практически каждый день; очередь занимали с пяти часов утра; известно, что имели место случаи обмена хлеба на театральные билеты, причём за один билет на оперетту иногда давали до 400 граммов хлеба. Люди были готовы отдать единственный источник жизни за возможность увидеть и услышать любимых артистов. Не значит ли это, что реплики, доносившиеся со сцены, способны были даровать силы так же, как кусочек хлеба из лузги и обойной муки?..

Ежедневно тысячи горожан собирались возле репродукторов, откуда раздавался чистый и ясный голос женщины, «музы блокадного Ленинграда» – поэтессы Ольги Берггольц. Её стихотворения считались эталоном советской поэзии о блокаде, однако в своих дневниках она описывала происходившее совершенно иначе. В любом случае, Ольга Берггольц являлась одним из бесспорных источников вдохновения для ленинградцев.

Композитор Д.Д.Шостакович, находясь в эвакуации, подарил осаждённому городу «секретное оружие». Его доставили на самолете. Этим «секретным оружием» оказалась «Седьмая симфония. Ленинградская», исполненная 9 августа 1942 года. Дирижёру К.И. Элиасбергу пришлось собрать 80 музыкантов, чтобы её исполнить. Многие музыканты для первой репетиции вернулись с фронта. Это была самая короткая в мире репетиция симфонии, продолжавшаяся всего пятнадцать минут; и всё же она стала очередным заявлением от людей искусства о неугасимой готовности продолжать борьбу.

Следует вспомнить и о тех, кто нёс искусство в жизнь блокадного города. Многие люди творчества, артисты, рвались на фронт, чтобы сражаться «по-настоящему», но их фронт был на сцене и в городе. Каждая репетиция, каждый спектакль, каждая выставка были результатом выигранной битвы.

Таким образом, культурная жизнь Ленинграда того времени представляется весьма значимой как с психологической, так и с социальной точки зрения. Кроме того, следует учесть влияние, которое она оказала на историческое наследие нашей страны, а так же и на национальное самосознание русского человека. Именно поэтому углубление в тему искусства блокадного Ленинграда является одним из наиболее значимых аспектов изучения Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что проблему изучения культурной жизни блокадного Ленинграда должен исследовать каждый человек индивидуально; только личный отклик повлияет на дальнейшее отношение к этому неоднозначному вопросу.




Дарья СЕРЕБРЯК






Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА...
Эти строчки из стихотворения Ю.П.Воронова «Опять война, опять блокада» невероятно точно иллюстрируют одну из ключевых проблем современности – сохранение памяти о событиях, происходивших в Ленинграде в 1941-1944 годах. Данная тема в современном обществе обсуждается достаточно широко, и, кажется, нет особенных причин поднимать её в данной статье. Или всё же есть?

В настоящее время при попытке переосмысления трагизма блокады наблюдается весьма серьёзный сдвиг акцентов, который не только провоцирует конфликты при изучении предмета, но способствует созданию неверного представления о событиях того времени. Концепция «умиравшего Ленинграда» опирается на те стороны блокадной жизни, о которых ранее не говорилось, - воровство, мародёрство, каннибализм, чёрные рынки. Она позаимствована из мемуаров очевидцев, например, Д.С.Лихачёва и О.Ф.Берггольц, и, безусловно, важна для наиболее полного восприятия картины.

Однако, зачастую журналисты и режиссёры, руководствуясь исключительно желанием шокировать публику, произвести неожиданный эффект, отдают предпочтение фактам проявления жестокости и бесчеловечности и допускают грубейшие исторические ошибки. В качестве примера можно привести сериал «Ленинград» 2007 года, в одном из эпизодов которого командир роты перед атакой ест кашу. При этом фронтовики могут подтвердить, что перед атакой пищу практически не употребляли: шансов выжить с пустым желудком было больше. Подобных примеров можно привести достаточно много. Решить вопрос одностороннего, упрощённого отношения к одному из наиболее мучительных периодов истории нашей страны можно, пожалуй, лишь одним способом – углубляя это отношение.

Но о чём бы ни шла речь: о беспримерном мужестве, взаимопомощи, самоотверженности или об эгоизме, звериной борьбе за выживание, – нередко остаётся без должного внимания одна из наиболее значимых, на наш взгляд, составляющих жизни ленинградцев, а именно, искусство. Об искусстве в блокадном городе нередко забывают упомянуть или говорят недостаточно много, что на наш взгляд, следствие сформировавшегося однобокого отношения к истории осаждённого Ленинграда. Именно эта проблема является ключевой для данной статьи.

Тему искусства в блокадном Ленинграде необходимо освещать, основываясь на воспоминаниях очевидцах, исходя из документальных свидетельств.

Искусство давало надежду на мирное будущее жителям блокадного Ленинграда, а, следовательно, давало силы сражаться за него. Актёры, музыканты, поэты и художники участвовали в войне на своём собственном фронте, ощущая ответственность за судьбы ленинградцев, даруя им надежду и возможность продолжать неукротимую борьбу. Кроме того, искусство было своеобразной манифестацией, гордым заявлением о том, что город, вопреки ожиданию врага, ещё жив и не обескровлен.

Блокада – это тяжелейшие испытания, голод и холод, бомбёжки и артобстрелы; блокада – это сама смерть. Однако многие жители Ленинграда находили в себе силы отчаянно, с мучительным упорством сопротивляясь обстоятельствам, оставаться людьми.

Из дневника А.А.Грязнова, 1898г.р., артиста театра: «…мы с Досиком просидели до 5 часов утра, и в виде сюрприза для Лелюши и Ируси и на радость себе при коптилках изготовили из бумаги, палочек и прочего хорошенькую ёлочку. Украсили ее игрушками, свечами, которые изготовлял Досик, они были неровные, грязные, но все же свечи.»
(1942 год, 5 января).

Мемуарные записки очевидцев говорят о том, что были те, кто стремился нарядить на Новый год ёлку, пусть даже нарисованную на голой стене. Люди по мере сил и возможностей искали прекрасное вокруг себя и находили, например, засохшие ириски из прошлой счастливой жизни…

Сохранились свидетельства о том, что зал ленинградской Музкомедии был заполнен практически каждый день; очередь занимали с пяти часов утра; известно, что имели место случаи обмена хлеба на театральные билеты, причём за один билет на оперетту иногда давали до 400 граммов хлеба. Люди были готовы отдать единственный источник жизни за возможность увидеть и услышать любимых артистов. Не значит ли это, что реплики, доносившиеся со сцены, способны были даровать силы так же, как кусочек хлеба из лузги и обойной муки?..

Ежедневно тысячи горожан собирались возле репродукторов, откуда раздавался чистый и ясный голос женщины, «музы блокадного Ленинграда» – поэтессы Ольги Берггольц. Её стихотворения считались эталоном советской поэзии о блокаде, однако в своих дневниках она описывала происходившее совершенно иначе. В любом случае, Ольга Берггольц являлась одним из бесспорных источников вдохновения для ленинградцев.

Композитор Д.Д.Шостакович, находясь в эвакуации, подарил осаждённому городу «секретное оружие». Его доставили на самолете. Этим «секретным оружием» оказалась «Седьмая симфония. Ленинградская», исполненная 9 августа 1942 года. Дирижёру К.И. Элиасбергу пришлось собрать 80 музыкантов, чтобы её исполнить. Многие музыканты для первой репетиции вернулись с фронта. Это была самая короткая в мире репетиция симфонии, продолжавшаяся всего пятнадцать минут; и всё же она стала очередным заявлением от людей искусства о неугасимой готовности продолжать борьбу.

Следует вспомнить и о тех, кто нёс искусство в жизнь блокадного города. Многие люди творчества, артисты, рвались на фронт, чтобы сражаться «по-настоящему», но их фронт был на сцене и в городе. Каждая репетиция, каждый спектакль, каждая выставка были результатом выигранной битвы.

Таким образом, культурная жизнь Ленинграда того времени представляется весьма значимой как с психологической, так и с социальной точки зрения. Кроме того, следует учесть влияние, которое она оказала на историческое наследие нашей страны, а так же и на национальное самосознание русского человека. Именно поэтому углубление в тему искусства блокадного Ленинграда является одним из наиболее значимых аспектов изучения Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что проблему изучения культурной жизни блокадного Ленинграда должен исследовать каждый человек индивидуально; только личный отклик повлияет на дальнейшее отношение к этому неоднозначному вопросу.




Дарья СЕРЕБРЯК
The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Ольга Фёдоровна Берггольц
1910-1975
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…


Поэтесса, олицетворяющая стойкость блокадного Ленинграда. Её стихотворения и сейчас затрагивают самые потаённые струны человеческих душ. Влияние же этого автора на сердца умирающих жителей блокадного Ленинграда невозможно переоценить: многие называли её музой осаждённого города. Именно её принадлежит знаменитая фраза: «Никто не забыт, ничто не забыто». Тысячи горожан собирались возле репродукторов, чтобы услышать стихотворения Берггольц, прочтённые её ясным, чистым голосом. Неизвестно, откуда она брала силы – Ольга Фёдоровна страдала от голода, как и её обессилевшие слушатели…

Юрий Петрович Воронов
1929-1993
Неверно, что сейчас от той зимы
Остались лишь могильные холмы.
Она жива, пока живые мы.

И тридцать лет, и сорок лет пройдёт,
А нам от той зимы не отогреться.
Нас от неё ничто не оторвёт.
Мы с нею слиты памятью и сердцем.

Человек, чудом переживший блокаду Ленинграда. Многим он известен как общественный деятель, журналист и редактор. Несмотря на то, что как поэт он дебютировал после войны, в 1945 году, его стихотворные строчки рождают пугающе реалистичные картины трагичных военных лет. Одна из основных тем лирики Ю. П. Воронова – необходимость помнить войну, даже если эти воспоминания неимоверно тяжелы.
Татьяна Григорьевна Гнедич
1907-1976
...Черный город не ест и не спит,
Вопрошая сухими глазами,
Сумрак, заревами косматый...


Всю блокаду она прожила в Ленинграде, в 1942-1943 годах работала военным переводчиком. В 1944 году Татьяна Григорьевна Гнедич была арестована по сфабрикованному обвинению, и лишь в 1954 году была реабилитирована. Во время следствия она полтора года провела в одиночной камере Большого дома на Литейном, где выполнила поистине грандиозную работу – перевод поэмы лорда Байрона «Дон Жуан». Долгое время писательница переводила текст по памяти, не имея возможности использовать книги. После освобождения перевод был опубликован в 1959 году и принёс своему автору мировую известность. Кроме того, всю свою жизнь, в том числе и мучительные годы блокады, Татьяна Григорьевна Гнедич писала стихи, которые практически не публиковались; её книга «Этюды. Сонеты» вышла лишь через несколько месяцев после её смерти.
Я ВИЖУ КАК ВО СНЕ ...
Поскрипывает снег в морозной темноте. Ветер режет лицо ледяными иглами. Человек рядом бредёт, покачиваясь, словно пьяный… несколько заплетающихся шагов – и он падает в снег. Не обращаю внимания, прохожу мимо мёртвого, механически передвигая ноги. На меня уставились слепые глазницы окон, зашитых фанерой. Дёргаю примёрзшую дверь, она нехотя поддаётся. На двери – объявление о часах работы и знакомая вывеска «Библиотека»…

Слабый свет коптилки выхватывает из полумрака закутанные в платки и пальто силуэты библиотекарей. Чтобы немного согреться, ставлю на печурку в задней комнате чайник с водой. Открывается дверь, заходят несколько военных и горожан, завязывается оживлённый разговор. Вспоминаем, как накануне строили баррикады возле библиотеки из всего, что попадалось нам под руку. Наш и без того небольшой коллектив лишился двух человек…
Недавно организовали филиал библиотеки в одном из госпиталей Ленинградского военного округа. Называем их передвижками…мы, видимо, передвижники. Кто бы мог предположить, как изменится значение этого слова со времён Репина, Сурикова, Шишкина и Куинджи… Транспорт не работает, трамваи не ходят; мы переносим пачки книг на спине. Темнеет быстро, на улицах нет освещения… Скрюченная фигура впереди плетётся в сторону кладбища; за ней волочатся санки, бережно прикрытые тряпьём.
В наших свёртках Стендаль, Джек Лондон, Максим Горький, Александр Дюма. Раненые, доставленные с фронта, с нетерпением ждут эти книги: в мешках их личные заказы. Недавно один из раненых всерьёз обиделся, что его заказ не был выполнен сразу: он скривился от боли и угрюмо отвернулся к стене. Той книги не было в передвижном фонде; я принесла её на следующий день из своей домашней библиотеки. Приложенные усилия стоили той горячей, искренней признательности, которую мы получили от своего подшефного. Из-за своего ранения он не мог читать самостоятельно; я предложила почитать вслух. Когда разносили обед, я ушла в другую комнату: от запаха пищи мучительно закружилась голова…
Идти далеко: сегодня нужно ещё разнести письма раненых фронтовиков по указанным адресам. Держу в покрытой цыпками руке конвертик; послание в нём написано этой же самой рукой под диктовку одного из раненых фронтовиков. На прошлой неделе этот человек умер, не успел повидаться с родными. Мы видели, как закрылись его глаза; перед смертью он невнятно прошептал благодарность, обращённую к нам - сотрудницам библиотеки, «духовным сёстрам»…
иииииииииииииииииииииииииииииииии Дарья СЕРЕБРЯК
(Основано на воспоминаниях библиотекаря Л. И. Баславской)

Left
Right
Я ВИЖУ КАК ВО СНЕ ...

Поскрипывает снег в морозной темноте. Ветер режет лицо ледяными иглами. Человек рядом бредёт, покачиваясь, словно пьяный… несколько заплетающихся шагов – и он падает в снег. Не обращаю внимания, прохожу мимо мёртвого, механически передвигая ноги. На меня уставились слепые глазницы окон, зашитых фанерой. Дёргаю примёрзшую дверь, она нехотя поддаётся. На двери – объявление о часах работы и знакомая вывеска «Библиотека»…

Слабый свет коптилки выхватывает из полумрака закутанные в платки и пальто силуэты библиотекарей. Чтобы немного согреться, ставлю на печурку в задней комнате чайник с водой. Открывается дверь, заходят несколько военных и горожан, завязывается оживлённый разговор. Вспоминаем, как накануне строили баррикады возле библиотеки из всего, что попадалось нам под руку. Наш и без того небольшой коллектив лишился двух человек…

Недавно организовали филиал библиотеки в одном из госпиталей Ленинградского военного округа. Называем их передвижками…мы, видимо, передвижники. Кто бы мог предположить, как изменится значение этого слова со времён Репина, Сурикова, Шишкина и Куинджи… Транспорт не работает, трамваи не ходят; мы переносим пачки книг на спине. Темнеет быстро, на улицах нет освещения… Скрюченная фигура впереди плетётся в сторону кладбища; за ней волочатся санки, бережно прикрытые тряпьём.

В наших свёртках Стендаль, Джек Лондон, Максим Горький, Александр Дюма. Раненые, доставленные с фронта, с нетерпением ждут эти книги: в мешках их личные заказы. Недавно один из раненых всерьёз обиделся, что его заказ не был выполнен сразу: он скривился от боли и угрюмо отвернулся к стене. Той книги не было в передвижном фонде; я принесла её на следующий день из своей домашней библиотеки. Приложенные усилия стоили той горячей, искренней признательности, которую мы получили от своего подшефного. Из-за своего ранения он не мог читать самостоятельно; я предложила почитать вслух. Когда разносили обед, я ушла в другую комнату: от запаха пищи мучительно закружилась голова…

Идти далеко: сегодня нужно ещё разнести письма раненых фронтовиков по указанным адресам. Держу в покрытой цыпками руке конвертик; послание в нём написано этой же самой рукой под диктовку одного из раненых фронтовиков. На прошлой неделе этот человек умер, не успел повидаться с родными. Мы видели, как закрылись его глаза; перед смертью он невнятно прошептал благодарность, обращённую к нам - сотрудницам библиотеки, «духовным сёстрам»…
иииииииииииииииииииииииДарья СЕРЕБРЯК
(Основано на воспоминаниях библиотекаря Л. И. Баславской)

ТЕАТР ПОД ОБСТРЕЛОМ
Театры – одна из самых главных гордостей города на Неве.
Люди очень любили и любят сейчас посещать их.
Во все времена театр не переставал быть значимой ценностью для горожан. А в блокаду – он стал для них жизнью.
Т
А
Т
Р
О
С
О
Б
О
Г
О
Н
А
З
Н
А
Ч
Е
Н
И
Я
Е
«
»
ТЕАТР «ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
В поисках материала о театрах, работавших в блокадном Ленинграде, нашей команде удалось побывать в театре юных зрителей имени А. А. Брянцева.
История театра юных зрителей началась 23 февраля 1922 года в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33-35.
Его основатель и первый руководитель Александр Александрович Брянцев.
В стенах этого училища нашли свой приют первые пьесы Самуила Маршака, Вениамина Каверина, Константина Паустовского,
а сказка Петра Ершова «Конёк Горбунок» в постановке А.А. Брянцева стала визитной карточкой ТЮЗа на многие годы.

Наши корреспонденты Михаил Белеменко и Варвара Бусыгина встретились с заведующим архивом театра
юных зрителей имени А. А. Брянцева Татьяной Юрьевной Данченко.

Татьяна Юрьевна Данченко
Заведующий архивом театра юных зрителей имени А.А. Брянцева

Татьяна Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о работе
театра юных зрителей в блокадном Ленинграде?

- Когда началась блокада, театр продолжал работать, хотя директор Александр Александрович Брянцев всячески настаивал, чтобы часть труппы была эвакуирована. Однако многие молодые артисты ушли добровольцами на фронт. Остались люди в возрасте. А. А. Брянцев считал, что задача актёров – «сохранение радости детства». Их искусство было средством спасения детей от страшных ужасов войны, которые «неизбежно омрачат их детство». Театр проработал в блокадном Ленинграде 4 месяца до января 1942 года, потому что 2 января 1942 года театр был эвакуирован. Александр Александрович Брянцев добился, чтобы в первую очередь эвакуировали представителей еврейской и немецкой национальностей.

Кроме спектаклей в здании ТЮЗа на Моховой
были ли ещё другие выступления?


- До эвакуации артисты труппы театра юных зрителей в составе фронтовых бригад, выступали с концертными программами перед бойцами на передовой. И хотя немцы подошли очень близко, Пушкин и Павловск были оккупированы, а Пулковские высоты были взяты – наши артисты продолжали поднимать дух солдат, не смотря на обстрелы и бомбежки. Кроме того, они часто устраивали шефские концерты в госпиталях.

Отличался ли репертуар блокадного театра
от репертуара мирного времени?


- Маленьких зрителей театра окружала суровая блокадная реальность. Они были не по-детски серьёзными и взрослыми. Наш театр старался сделать всё, чтобы они ненадолго забыли о голоде и холоде, поэтому основной репертуар театра составляли сказки, классические произведения. Но, к сожалению, театр был вынужден часто прерывать спектакли из-за налётов и бомбёжек, уводя его маленьких зрителей в бомбоубежище. Поскольку бомбоубежище театра юного зрителя вмещал всего
60 человек, спустя четыре месяца театр эвакуировался. А первым спектаклем в эвакуации был "Кот в сапогах".



Схема гастролей по Каме
Фото из архива ТЮЗа имени А. А. Брянцева
Татьяна Юрьевна, расскажите, пожалуйста,
о работе театра в эвакуации?


- При эвакуации артистам разрешили взять с собой не больше пяти килограммов, и все, естественно, брали только театральные костюмы.Театр эвакуировался в город Березники Пермской области и находился там до 1944 года. Спектакли показывали в ДК им. Ленина. Но этим работа труппы не ограничивалась. Поскольку город находится на реке Каме, для артистов был сделан плот, на котором они ездили по деревням и показывали небольшие спектакли. По окончанию войны многие педагоги остались там. В течение всей блокады, Александр Александрович Брянцев приезжал в город и посещал здание театра на Моховой, поскольку очень переживал, чтобы со зданием ничего не случилось.
иииииииииииииииииииииииииииииииииииииии Михаил БЕЛЕМЕНКО ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииФото: Варвара БУСЫГИНА

Поездки со спектаклями на плоту по деревням
Фото из архива ТЮЗа имени А. А. Брянцева
СЦЕНА, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ
С
Ц
Е
Н
А
,
О
П
А
Л
Ё
Н
Н
А
Я
В
О
Й
Н
О
Й
ПРОДОЛЖАТЬ ИГРАТЬ!
В начале блокады на совещании в Театре музыкальной комедии обсуждался вопрос - стоит ли продолжать играть? Было принято решение – продолжать. Театр музыкальной комедии проработал все 900 страшных блокадных дней. Их очень трудное дело было необходимым, их спектакли и постановки были нужны защитникам города – мужественным ленинградцам.
В январе в городе отключили электричество. Театр работать дальше не мог, но репетиции не прекращались. Актерам было важно не пасть духом из-за отсутствия спектаклей в театре. Они выезжали на фронт, выступали в госпиталях и на «Дороге жизни».

Театр возобновили свою работу только в марте, к этому времени в труппе числился 291 человек. Не смотря на голод и отсутствие тепла, уже в первый год было выпущено 6 премьер: «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетера», «Продавец птиц», «Любовь моряка».
В июле 1941 года в Ленинграде появился Театр народного ополчения или же агитвзвод Дома Красной Армии имени С.М. Кирова. Его формирование началось сразу после того, как к творческим работникам обратились представители Центрального комитета профсоюза работников искусств.
В постановлении, обнародованном на второй день после начала войны, говорилось: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».

25 июля труппа театра выступила перед солдатами с первой программой «Прямой наводкой». Артисты считали, что их работа должна служить бойцам поддержкой и настраивать их на победу. Самые тяжелое время для театра – зима 1941-1942 годов: из-за нехватки продовольствия, артисты голодали, из за отсутствия транспорта и топлива шли на фронт пешком.
Народный артист СССР Ефим Копелян вспоминал те ужасы, с которыми сталкивалась труппа на фронтовых концертах: «На обстреливаемых участках нередко передвигались к месту концерта короткими перебежками, а то и ползком. Артистам большей частью везло — все возвращались невредимыми, но все же иногда из списков бойцов агитвзвода вычеркивали фамилии убитых. Тогда срочно готовили замену выбывшим и на ходу меняли программу выступления».

Балерина Вера Костровицкая с своем дневнике рассказывала, что бойцам агитвзвода приходилось выступать в холодных госпиталях, где раненые лежали под двойными одеялами в стылых палатах без электрического света. Как многие и другие артисты Костровицкая продолжала преподавать в балетном училище и дежурила на объекте.
За годы блокады артистами было проведено свыше 200 концертов в госпиталях и на фронте.

Театры блокадного Ленинграда не прекращали свою работу. Однако, на выступлениях и зрители, и артисты рисковали своей жизнь. Постоянные бомбежки не обходили и здания театров. Иногда во время выступлений сирена звучала ни по одному разу. Артисты сразу же отводили зрителей в бомбоубежища. Иногда приходилось убирать некоторые сцены, чтобы довести представление до конца. Но всё это не останавливало людей. Театры продолжали работать не смотря ни на что. Залы были заполнены не меньше, чем в довоенное время. Конечно, билеты были не бесплатными. Кто мог, давал деньги, но часть людей, которые не имели такой возможности, отдавали нечто более ценное, чем деньги, - хлеб. Хлеб, которого и так катастрофически не хватало, обменивали на билет в театр! За обычный билет давали до 125 граммов, а за билет на оперетту — до 400 граммов. Даже невозможно представить, как голодные, истощавшие люди, которые мечтали хоть о какой-то еде, отдавали единственный кусок хлеба в обмен на возможность насладиться искусством.

иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииМихаил БЕЛЕМЕНКО
ииииииииииииииииииииииииииииииииииФото: Варвара БУСЫГИНА
САМОЕ ЦЕННОЕ
С
А
М
О
Е
Ц
Е
Н
Н
О
Е
Репортаж из Санкт-Петербургского музея хлеба Дарьи Серебряк. Фото: Георгия Гавриленкова
СИМФОНИЯ МУЖЕСТВА
«СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ»
Более года враг давил Ленинград смертельной блокадой.
Город голодал, но не сдавался. Фашисты готовились праздновать победу, они не догадывались о том, что в городе появилось «секретное оружие». Самолёт, который доставлял медикаменты, так необходимые раненым и больным, привез четыре тетради, полностью заполненные нотами. Это была Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

БЛОКАДНАЯ КИНОЛЕНТА
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Говоря об искусстве в осажденном городе, нельзя не сказать о кинематографе. До войны в Ленинграде работало 27 кинотеатров, к концу 1941 года их осталось только 4. Но они продолжали работать, пока в городе было электричество. Так например, кинотеатр «Аврора» работал до января 1942 года несмотря на страшных холод. Из-за воздушной тревоги и артобстрелов сеансы приходилось прерывать. Зрители уходили в бомбоубежище, но снова возвращались после объявления о том, что опасность миновала, и сеанс продолжался. Когда электроснабжение города возобновилось, в марте 1942 года кинотеатр снова открылся. Первым после перерыва ленинградцы смогли посмотреть документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Это лента, которая получила премию «Оскар» как лучший полнометражный фильм, шла в прокате более 2 месяцев.

К 1943 году в Ленинграде работали больше 20 кинотеатров, таких как: "Октябрь", "Художественный", "Аврора", "Баррикада", "Форум", "Спартак", "Гигант", "Ударник".

Очередь в кинотеатр, блокада 1943 год
Из воспоминаний Вадима Брусянина, известного питерского журналиста
и киноведа: «Только во время самых страшных морозов декабря-января 1941—1942 годов кинотеатры не работали. Но как только морозы ослабли, кино крутили вновь. Билеты стоили от 30 до 50 копеек для взрослых и по 10 копеек для детей. В зале, конечно, было холодно,
но все же чуть теплее, чем на улице, поэтому многие спасались тем, что приходили в кино.
…Сеансы в кинотеатрах были как метроном блокадного Ленинградского радио: показывают кино, значит, жизнь продолжается. Звучит метроном, значит, радио живо. Кстати, в Доме радио тогда был кинотеатр «Колосс». Помню, что «Большой вальс», изумительный американский фильм режиссера Дювивье потряс неземной инопланетной красотой голливудского рая. Шляпы Милицы Корьюс и ее платья заслоняли нас от зверского холода и нестерпимого желания есть…».

Кадр из к/ф "Маскарад", режиссёр Сергей Герасимов
В страшные голодные годы блокады в кинотеатрах показывали мирные, снятые в довоенные годы комедии, экранизацию классических произведений и, конечно, хронику. 17 сентября 1941 года в прокате появился фильм «Маскарад, съемки которого режиссер Сергей Герасимов закончил за один день до начала войны – 21 июня. Фильм имел большой зрительский успех и более полутора месяцев не сходил с первых экранов. Война впрямую коснулась и самого фильма — самолет, на котором негатив «Маскарада» был отправлен из Ленинграда в Москву, погиб. Картину спасло то, что успели сделать контратипы.

По воспоминаниям блокадников, залы кинотеатров были почти всегда полными, Людей не пугал холод и то, что им приходилось уходить в бомбоубежище при опасности обстрела или воздушного налета.

До войны в Ленинграде работали киностудии «Ленфильм», «Ленкинохроника» и Лентехфильма. С началом войны было решено эвакуировать «Ленфильм» в Алма-Ату. Это произошло 27 августа 1941 года, буквально в последние часы перед тем, как кольцо блокады замкнулось вокруг города на Неве.

Военные корреспонденты
Многие кинематографисты оставили на время войны свою профессию и ушли воевать. Большая часть из них стали военными операторами. Те, кто остался в осажденном городе, тушили зажигалки, выступали на фронте и госпиталях. В архиве «Ленфильма» хранится книга «Памяти погибших товарищей», в которой 359 имен талантливый творческих людей, отдавших свою жизнь на фронтах Великой Отечественной войны.

После эвакуации «Ленфильма» в городе остались только кинодокументалисты. Была создана Объединенная киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов «Леннаучфильм».

Операторы находились в тех же условиях, что и остальные ленинградцы, но голодные, ослабевшие, рискуя получить ранение или погибнуть, они снимали хронику жизни осажденного города – как выпекают хлеб, тушат пожары от попадания снарядов в дома, как замерзают прямо на улицах люди, как несут в ведерках воду из Невы. Часто их отправляли в командировки на фронт для съемки документальных сюжетов о действиях войск, защищавших Ленинград.

Здесь же в цехе киностудии круглосуточно шла обработка и монтаж хроники, и она оперативно выходила на экраны кинотеатров, где с весны 1942 года жители города могли ее посмотреть. Созданный творческим коллективом, в который вошли режиссеры Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель, фильм «Ленинград в борьбе» демонстрировался на Нюрнбергском процессе как обвинительный документ.

ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии Мария СЕРДЮК
БОЛЬШЕ, ЧЕМ КИНО
Б
О
Л
Ь
Ш
Е
,
Ч
Е
М
К
И
Н
О
Нашей команде удалось встретиться и поговорить с Наталией Кадочниковой, художественным руководителем творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова. Павел Кадочников был великим советским актером театра и кино.

«Я считаю, что музы не должны молчать. Когда идут какие-либо военные действия, искусство выступает скорее, как средство поднятия духа, настроения. Если мы говорим о театре и кино, то это очень мощные 2 вида искусства, которые с помощью визуальных эффектов могут действительно морально помочь».

Наталия Петровна Кадочникова,
художественный руководитель Творческой
мастерской «Династия»
имени Павла Кадочникова


ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛИЕЙ ПЕТРОВНОЙ КАДОЧНИКОВОЙ
Актёры, музыканты, поэты и художники участвовали в войне на своём собственном фронте, ощущая ответственность
за судьбы горожан, даруя им надежду и возможность продолжать неукротимую борьбу. Кроме того, искусство было своеобразной манифестацией, гордым заявлением о том, что город, вопреки ожиданию врага, ещё жив и не обескровлен.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
Дарья
Серебряк
Михаил
Белеменко
Варвара
Бусыгина
Мария
Сердюк
Диана
Печенкина
Наталья
Свирина
Руководитель
Корреспондент
Корреспондент
Корреспондент
Фотограф, верстальщик
Фотограф, монтажер
Дарья
Серебряк
Корреспондент
Михаил
Белеменко
Корреспондент
Варвара
Бусыгина
Фотограф, монтажер
Диана
Печенкина 
Верстальщик
Мария
Сердюк
Корреспондент
Наталья Свирина
Руководитель
Для подготовки проекта использовались документы из Центрального государственного архива
Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга,
Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева, Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии,
Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской,
Санкт-Петербургского музея хлеба, Киностудии Ленфильм, личного архива Наталии Петровны Кадочниковой,
Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства



© Медиацентр "116 NEWS"
ГБОУ гимназия №116
2020 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website